Женщина и религия

Вопрос о месте женщины в религии столь же щепетилен, сколь и непонятен для многих.

Этот вопрос стараются не поднимать в обществе, опасаясь быть «нетолерантными», меж тем женщины страдают от замалчивания проблем, которые возникают именно потому, что их не научили защищать свои права.
Как в современном цивилизованном демократичном обществе возможно такое?
На этот вопрос ответили женщины села в ходе проведения семинара «Гендерное право и религия».
— Мы боимся рассказывать о своих проблемах, о своих страхах. Теперь на примерах, которые вы привели, мы видим, что возможно выйти из ситуации, — высказалась одна из участниц.

КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕВОЧКУ И ЖЕНЩИНУ?

Примеры были приведены из жизни — факты произошли в Западно-Казахстанской области. Первый: девочку в 14 лет «выдают» замуж представители промусульманской религиозной деструктивной организации. Второй: женщину избивает муж по пятницам – «в целях профилактики, чтобы боялась мужа и слушалась», через пять лет она подаёт на развод. Он угрожает её убить, если подаст на развод, избивает. Также третий пример, который имеет место быть в Уральске: родители заставляют девочку носить платок в школе и длинную юбку.
Женщины села – участницы семинара — самостоятельно искали пути выхода из этих ситуаций и пытались выяснить, какие законы нарушены.

Юрист Бауржан ШАМБУЛОВ поясняет с точки зрения нарушения законов примеры, приведённые выше:
«Ситуация № 1
Статья 122. Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, —
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 142. Злоупотребление правами опекуна или попечителя
Использование опеки или попечительства в корыстных или иных низменных целях во вред опекаемому (подопечному) или умышленное оставление опекаемого (подопечного) без надзора или необходимой помощи, повлекшее существенное ущемление прав и законных интересов опекаемого (подопечного), —
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Конвенция о правах ребенка
(Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 19
1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.
Решение о защите детства в государствах — участниках
Содружества Независимых Государств
(Минск, 30 ноября 2000 г.)
Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II
О правах ребенка в Республике Казахстан
Статья 10. Право ребенка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни
1. Каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни.
2. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.
Статья 11. Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни
1. Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан.

СИТУАЦИЯ № 2
Статья 110. Истязание
1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, —
наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
1) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;
2) в отношении двух или более лиц;
3) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
4) с применением пытки;
5) по найму;
6) по мотиву социальной, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, —
наказывается ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 115. Угроза
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а равно иным тяжким насилием над личностью либо уничтожением имущества поджогом, взрывом или иным общеопасным способом при наличии достаточных оснований опасаться приведения этой угрозы в исполнение —
наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шестидесяти суток.

СИТУАЦИЯ № 3.
Конвенция о правах ребенка
(Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 14
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 19
1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЁРТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ

В ходе проведения семинара, общаясь с местными активистками, выявили, что в сельских округах ситуация по религиозным вопросам тревожна. Работникам школ приходилось сталкиваться с агрессией представителей деструктивных религиозных течений. Женщины села не знают, как защищаться от них и как защитить детей, а некоторые семьи стали жертвами деструктивных течений.
Согласно опросу, участники семинара признались, что не разбираются в религиозных течениях и тем более в разновидностях деструктивных прохристианских и промусульманских, а также околорелигиозных сект.

И вообще само понятие религия – что-то непонятное, и рассуждения о ней – почти из области запретного. Ясно, что это происходит из-за низкого уровня религиозной грамотности. Людей, которые бы хорошо разбирались бы во всех религиях – не так много в обществе – это в основном историки. Теологи имеют узкое представление о религии – только про разновидности ислама. А шаг вправо или влево – и полная растерянность.
Но на самом деле религия не так страшна в понимании того, насколько она целесообразна в современном обществе, если рассматривать его с точки зрения гуманизма и законов страны (в данном случае светского государства).
Если рассматривать положение женщины в религиях, то именно гендерное неравенство – дискриминация по признаку пола – является основой в отношениях между мужчиной и женщиной. Даже в мировых религиях, которые принято считать гуманными, женщина идентифицируется как существо более грешное и рассматривается как инструмент для продолжения рода. Иначе и не может быть, так как мировые религии – христианство и ислам – являются патриархатными.

Женщина в христианстве занимает второстепенное, зависимое положение, так как создана из ребра мужчины; она виновна в акте грехопадения человечества, свою самореализацию женщина должна обрести только в деторождении, она становится равной с мужчиной только после смерти, то есть, когда перестаёт быть женщиной. В исламе то же самое, добавляется отождествление женщины с предметом наслаждения, её главным достоинством является покорность мужу.

Как видите, ни о каком равенстве нет и речи. Религии накладывали отпечаток на развитие общества, в том числе на развитие гендерного равенства. Чтобы стать равными женщине приходилось бороться за свои права, а порой и за свои жизни.
Что интересно, верующие женщины понимая, что их права нарушены, идут против шариата (свод законов в рамках исламского мира). В исламском мире протесты женщин против ущемления их прав крайне редко становятся достоянием общественности. Широкую известность получают выступления мусульманок или бывших мусульманок, переехавших на Запад. Так, негативную реакцию мусульманской общественности вызвало выступление Ньямко Сабуни (2006) с требованием обязательного гинекологического осмотра школьниц для недопущения женского обрезания (через несколько месяцев после выступления она была назначена на должность министра по вопросам женского равноправия Швеции). Среди других известных мусульманок, выступавших за права женщин, известность получили Айяан Хирси Али, Таслима Насрин, Нони Дарвиш, Марьям Намази, Вафа Султан.
В октябре 2008 в Египте, впервые за историю страны женщине было разрешено работать судьей (маазуной). Данный факт вызвал ожесточенные протесты многих исламских религиозных деятелей.

С распространением радикальных идей салафитов положение женщин, попавших в их организации, носит криминальный характер – их насилуют и убивают.
Деструктивные течения проникли и в Казахстан. Около десяти лет назад в нашем обществе появились женщины, надевшие на себя никаб. С одной из таких девушек я общалась несколько лет назад, она жаловалась на то, что муж запрещает ей учиться, смотреть телевизор, выходить на улицу (кроме мечети, около которой я её и встретила). Государство, естественно, стало работать по линии предотвращения терактов, но в отношении женщин заняло позицию невмешательства. В Казахстане нет анализа, сколько женщин пострадало в результате вовлечения в религиозные организации. Впрочем, не проводится планомерная работа с женщинами с точки зрения нарушения их прав из-за религиозной принадлежности. А женщины, вовлечённые в различные религиозные организации, не понимают, что там нарушаются их конституционные права. А о «Концепции семейной и гендерной политики Казахстана» они не имеют представления.
Как бы сложно не звучали юридические документы, женщинам пора понять, что она имеет право на жизнь, свободу, труд, отдых, выражать своё мнение, участвовать в политике. А если ещё проще: женщина тоже человек и она имеет равные права с мужчиной.
Горько осознавать, что в 21 веке я пишу такую статью. Отсталые религиозные доктрины оттянули общество назад, и приходится обучать женщин элементарному – конституционным правам.
Но в то же время, если рассматривать положение женщины в религиях сквозь призму законов, то и защищать женщину становится легко.

Жанар ДАВЛЕТОВА

Справка:

Семинары «Гендерное право и религия. Вовлечение женщин села в процессы местного самоуправления» прошли в двух сёлах Западно-Казахстанской области:
10 ноября в Дарьинске (Зелёновский район), 13 ноября в Фёдоровке (Теректинский район).
Участники семинара получили информацию об истории гендерного права, о правах женщин в религиях, о применении законов Казахстана в случаях нарушения прав женщин, пострадавших из-за религиозных предрассудков, о деструктивных религиозных течениях, о методах вербовки в секты, некоторые практические способы противостояния агрессивным и неагрессивным методам вербовки.
В Дарьинске приняли участие 25 женщин села, в Фёдоровке – 29 человек (среди них один мужчина).
Представители НПО, директора и работники школ, детсада указывают на проведение данного семинара повторно с более широким охватом населения, так как тема актуальна и злободневна. Единогласное мнение участников семинар – надо учиться правам и знать методы и приёмы манипулирования представителей деструктивных течений, чтобы защищаться и противостоять им.
Мероприятие прошло при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК в рамках реализации проекта «Бастама жергілікті жерлерде/Инициативы на местах», который в ЗКО реализовали ОО «Камеда» и ОО «Гаухар Жол» (руководитель Гульнара Бисенова). Семинар разработан Жанар Давлетовой.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *